Руководители управляющих организаций пожаловались Путину

Петиция направлена Президенту Российской Федерации Путину В. В.

В последнее время в России стала складываться порочная, на наш взгляд, практика привлечения руководителей управляющих компаний в сфере ЖКХ к уголовной ответственности по ст. 165 Уголовного Кодекса РФ (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием  при отсутствии признаков хищения). Следственные органы возбуждают уголовные дела, а суды России выносят обвинительные приговоры по ст. 165 Уголовного Кодекса РФ в отношении руководителей управляющих компаний в связи с несвоевременной оплатой возглавляемыми этими лицами управляющими компаниями сумм за поставленные ресурсоснабжающими организациями горячую воду и тепловую энергию.

В основу обращений ресурсоснабжающих организаций о возбуждении уголовных дел ложатся решения арбитражных судов о взыскании с управляющих компаний сумм в пользу ресурсоснабжающих организаций, а порой и просто текущие бухгалтерские данные этих организаций о существующей задолженности. Управляющие компании выступают посредниками между ресурсоснабжающими организациями, подающими тепло и горячую воду, с одной стороны, и гражданами-потребителями, непосредственно потребляющими эти ресурсы, с другой стороны. Соответственно, при исполнении обязательств у управляющих компаний нередко возникают вопросы к ресурсоснабжающим организациям по количеству и качеству потребленного ресурса, правильности учета поставленного ресурса, а также возникают проблемы с взысканием задолженности по оплате потребленных ресурсов с граждан, непосредственно потребляющих тепловые ресурсы. В связи с этим между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями нередко возникают хозяйственные споры относительно размеров сумм, подлежащих уплате за поставленные ресурсы.

Полагаем, что привлечение к уголовной ответственности руководителей управляющих компаний по ст. 165 Уголовного Кодекса РФ в случаях возникновения гражданско-правовых споров между двумя юридическими лицами (ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями) является недопустимым. Подобные действия следственных и судебных органов, по мнению экспертов, больше напоминают по своей сути инструмент оказания психологического давления на руководителя организации-участника хозяйственного спора путем возбуждения против этого руководителя уголовного дела и создания реальной угрозы привлечения его к уголовной ответственности.

В 2013 году на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвященном вопросам ЖКХ, было отмечено, что основной причиной возникновения и нарастания задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями является несоответствие физических объемов ресурсов, учитываемых поставщиками ресурсов и учитываемых управляющими компаниями, то есть несведение балансов, как внутри многоквартирного дома, так и между многоквартирными домами и ресурсоснабжающими организациями. Федеральный центр признает в этом ключевую причину нарастания долгов, и в то же время вразрез с данной позицией правоохранительные органы пытаются найти виновных в данной ситуации в лице директоров УК.

Такая практика уголовного преследования, просто по факту задолженности перед РСО, недопустима. Руководителей управляющих компаний вынуждают отвечать в судах по сути за чужие долги. Это делает их зависимыми от РСО. Под угрозой уголовного преследования их по сути вынуждают перестать защищать интересы собственников жилья во взаимоотношениях с РСО.

На сегодняшний день действующее российское гражданско-процессуальное законодательство содержит весь инструментарий, чтобы решать любые споры по задолженности за коммунальные ресурсы в арбитражных судах, а не в рамках уголовных дел.

Недопустимо переводить хозяйственные споры в уголовную плоскость.

Считаем, что привлечение руководителей управляющих компаний к уголовной ответственности по ст. 165 Уголовного Кодекса РФ недопустимо, и как юридическая конструкция, по следующим основаниям.

Во-первых, гражданско-правовой спор, являющийся основанием для возбуждения уголовного дела, возникает между двумя юридическими лицами (ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией). Обязательства, в том числе по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, по сбору с собственников помещения в многоквартирном доме платы за коммунальные услуги, принимает на себя не руководитель управляющей компании (он – физическое лицо),  а сама управляющая компания (юридическое лицо). Руководитель принимает на себя обязательства, закрепленные трудовым договором и должностной инструкцией.

Соответственно, ответственность перед контрагентами по обязательствам несет юридическое лицо, а не руководитель юридического лица, а, значит, имеет место заблуждение следственных и судебных органов относительно субъекта ответственности: юридическое лицо либо его руководитель.

Во-вторых, формулирование обвинения по ст. 165 Уголовного кодекса РФ предполагает предъявление гражданского иска именно к причинителю имущественного вреда, каковым, по формирующейся судебной практике, является руководитель управляющей компании и исключает предъявление подобных требований к юридическому лицу, руководителем которого является, привлекаемое к ответственности физическое лицо   (по мнению, обвинения - причинитель имущественного вреда).

В-третьих, руководитель управляющей компании не наделен полномочиями получать коммунальные платежи от потребителей, поскольку правом на получение платежей наделено юридическое лицо, а не руководитель. Руководитель наделен полномочием распоряжения денежными средствами руководимого предприятия, а не получения средств от субъекта гражданско-правовых отношений, стороной которых он, как физическое лицо, не является.

 Учитывая вышеизложенное, меры уголовно-правового преследования по ст. 165 Уголовного Кодекса РФ в отношении руководителей управляющих компаний, можно расценить как попытку оказать психологическое давление на руководителей управляющих компаний при разрешении гражданско-правовых споров. Подобная практика применения ст. 165 Уголовного Кодекса РФ может негативно сказаться на развитии сферы ЖКХ, поскольку в таких условиях у ресурсоснабжающих организаций нет никаких причин для обоснования перед управляющими компаниями количества и качества поставляемого ресурса, нет необходимости проводить огромную кропотливую работу с конечными потребителями – физическими лицами, имеющими задолженность по оплате ЖКУ. Вместо этого РСО гораздо проще выставить по своему усмотрению счета за поставленные ресурсы. А в случае их неоплаты, либо возражений со стороны управляющей компании по количеству и качеству ресурсов – обратиться с заявлением в правоохранительные органы о привлечении руководителя к уголовной ответственности по ст. 165 Уголовного Кодекса РФ.

 В связи с этим, просим Вас в рамках Вашей компетенции принять все возможные меры для прекращения подобной практики привлечения к уголовной ответственности руководителей управляющих компаний.

Шерминский А.И., член Общественной палаты Удмуртской Республики

Витвинов О.П., исполнительный директор Ассоциации ТСЖ и советов МКД УР

Антонов Ю.А., заместитель директора НП "Удмуртский республиканский центр "Развитие ЖКХ"

Окулов С.А., председатель НО "Седьмая коллегия адвокатов"

Головков А.В., председатель Совета Общественного движения "В защиту гражданских прав "Удмуртский правозащитный центр"

Пушин В.Г., директор ООО "Республиканский расчетный центр"

Пономарева И.В., руководитель НП "ЖКХ Удмуртии"

Сурнин Д.Н., председатель Наблюдательного Совета НП СРО "Управдом"

Меркушев А.А., председатель Ижевской городской общественной организации "Защита прав собственников ЖКХ"

Кривоносов В.Г., руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ

Эта петиция также будет доставлена:

Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д. А.

Генеральному прокурору Российской Федерации Чайке Ю.Я.

Министру внутренних дел Российской Федерации Колокольцеву В. А.

Председателю Совета Федерации Российской Федерации Матвиенко В. И.

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Нарышкину С. Е.

Председателю Верховного Суда Российской Федерации Лебедеву В. М.

Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Титову Б. Ю.

Исполнительному директору НП «ЖКХ Развитие» Макрушину А. В.

Исполнительному директору НП «ЖКХ Контроль» Разворотневой С. В.

Источник

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно