Медиация в ЖКХ - что это такое?

Что такое медиация и новые возможности урегулирования конфликтов  в ЖКХ.

 

В последнее время медиация все чаще стала предметом обсуждения. И это не случайно. Вступивший в силу 1 января 2011 г. Федеральный закон №193-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» определил  деятельность медиаторов в различных отраслях жизни общества в контексте закона. Закон утвердил основные требования к сферам применения процедур медиации и медиаторам, основные принципы медиации и другие важные аспекты. Конечно, из этого не следует, что медиаторов в России не было, или они работали вне закона. И были, и работали на совесть, буквально «прививая» нашему больному обществу хорошо забытое старое – умение договариваться.

 

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 22 декабря 2011 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев сообщил, что «законы о медиации, которые приняты, почти не работают, случаи заключения соглашений всё еще единичны. Надо более активно информировать граждан о возможности разрешить спор с помощью квалифицированного посредника». В Послании также приведены убедительные факты: «Число судей на душу населения у нас примерно то же, что и в большинстве европейских стран, но дел российские судьи рассматривают в десятки раз больше, прежде всего потому, что около 80% споров в этих странах разрешаются с помощью примирительных процедур, как это, кстати, было в дореволюционной России».

 

Так что же такое медиация  и кто такой медиатор?

 

Медиация - это альтернативная (внесудебная) переговорная процедура урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – специалиста медиатора, при которой медиатор, как беспристрастная третья сторона, содействует сторонам, добровольно участвующим в процедуре медиации, в выработке взаимоприемлемого и жизнеспособного решения.

 

Важно подчеркнуть, что медиация – это  не просто посредничество, а медиатор – посредник.  Посредник – лицо, заинтересованное в получении прибыли от разрешения конфликта, а медиатор не заинтересован в получении прибыли. Деятельность медиатора отличается от адвокатской, поскольку медиатор помогает разрешать конфликт всем сторонам в равной степени и не осуществляет представление интересов любой из сторон конфликта. Именно поэтому медиация - это особая форма посредничества, не предполагающая авторитарной роли посредника.

 

Медиатор действует беспристрастно по отношению к каждой стороне конфликта, обеспечивает комфортность и безопасность переговорного пространства, добиваясь от сторон  восстановления способности услышать другую сторону и  договариваться в обстановке уважения друг к другу и равенства сторон.

 

Конфликтующие стороны могут обратиться к профессиональному  медиатору и том случае, если  спор уже рассматривается в суде. Для этого стороны должны сообщить суду свои намерения, и судебное разбирательство может быть приостановлено на срок до 6 месяцев.

 

 Важно отметить главное отличие медиации от суда - отсутствие побеждённых и победителей. Действительно, в суде всегда кто-то оказывается проигравшей стороной. При успешном исходе медиации, а это означает, что стороны выработали решение и договорились, выигрывают все стороны конфликта.

 

Бытует заблуждение, что медиация, это что-то вроде третейского суда. В отличие от третейского суда, медиатор не выносит решение, а  обеспечивают принятие сторонами договоренностей по исчерпанию спора и помогает оформить эти договоренности медиативным соглашением.     

 

Именно медиативное соглашение является апогеем процедуры медиации, в котором содержатся принятые сторонами договоренности в интересах обеих сторон. Медиативное соглашение, заключенное без передачи спора на рассмотрение суда, представляет собой гражданско-правовую сделку. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется в общем порядке (судебное принуждение).

 

Медиативное соглашение, заключенное после передачи спора на рассмотрение суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения. По итогам процедуры урегулирования конфликта сторонами может также быть подписан промежуточный или окончательный документ - меморандум о взаимопонимании по отдельным вопросам.

 

Применима ли медиация в сфере ЖКХ?

 

Авторы, имея большой опыт работы в данной сфере, особенно в области управления многоквартирными домами, убеждены в том, что медиация не только применима, но сегодня, является здесь, пожалуй, наиболее надёжным способом разрешения конфликтных ситуаций во всём их многообразии. Эффективность данного способа доказана не только мировым опытом, но и отечественным (опыт налоговой службы). И что не маловажно - это путь к социальной стабильности в данной сфере, к созданию бесконфликтной среды проживания, умению договариваться там, где это ранее казалось невозможным.

 

Конечно, многие из читателей журнала или герои его статей, как никто знают специфику конфликтов и споров в сфере управления домами.     

 

Перечислим наиболее характерные споры:

  • споры между жителями и их объединениями (ТСЖ, ЖК, ЖСК) с одной стороны и государственными бюджетными учреждениями  инженерные службы (ГКУ ИС) районов и округов, дирекциями единого заказчика (ДЕЗами), управами районов и префектурами административных округов, с другой стороны;

 

  • споры между жителями и их объединениями (ТСЖ, ЖК, ЖСК) с одной стороны и управляющими компаниями, ресурсоснабжающими и эксплуатирующими организациями, с другой стороны;

 

  • споры между жителями домов (дома), входящих в объединения (ТСЖ, ЖК, ЖСК) с данными объединениями (внутридомовые конфликты).

 

Наиболее распространёнными предметами конфликтов (споров) являются:

  • выбор (изменение) способа управления МКД;

 

  • передача технической и иной документации на дом, заключение договоров с поставщиками воды, тепла, электричества и т.п., осуществление функций начисления и формирования платежей за ЖКУ и другие спорные вопросы при реализации выбранного способа управления МКД;

 

  • заключение договоров управления МКД, договоров на получение бюджетных субсидий, договоров на эксплуатацию и содержание общего имущества;

 

  • оформление, использование, отчуждение, возврат общего имущества собственников помещений в МКД;

 

  • размер платежей за жилищно-коммунальные услуги и иные работы, за коммунальные ресурсы;

 

  • тарифы, сметная документация;

 

  • поставка ресурсов, оплата полученных ресурсов, приемка работ, ресурсов и многие другие.

 

Авторы провели анализ времени,  в течение которого разрешается конфликтная ситуация по перечисленным выше предметам спора существующими  методами: письменные обращения в различные инстанции, включая обращения к Президенту РФ, к Премьеру Правительства РФ, в Депутатский корпус, к мэру Москвы, в отраслевые департаменты, к префектам, в конфликтные комиссии префектур и управ районов, в суды различных инстанций и т.п. Здесь эффективное время составляет два-три года. Рекордно эффективным временем решения конфликтной ситуации являются полгода – год. И совсем грустно выглядят конфликты (споры), разрешение которых затянулось на четыре, пять, шесть а то и до десяти лет.

 

Известно, что около  40% дел в судах различных инстанций касается ЖКХ. Есть ТСЖ и просто собственники жилья в многоквартирных домах, которые годами в судах отстаивают свои нарушенные права, особенно в отношении объектов общего имущества, тратя на это годы жизни, средства.

 

Поможет ли медиация, всегда ли договорённости будут легитимными, есть ли гарантии их соблюдения, насколько глубоко будет исчерпан конфликт? Конечно, все эти вопросы не могут не волновать тех, кто решит обратиться к профессиональным медиаторам.

 

Надо понимать, что и перед медиатором стоит немало трудностей. Ведь сегодня наши люди не очень готовы  договариваться, гораздо охотнее идут на конфликт, стабильность отношений, к сожалению, не наша национальная стихия; способность договариваться не культивировалась на протяжении многих лет.

 

Как быть, когда одна сторона готова к переговорам, а другая нет, и утверждает, что в её понимании нет конфликта? Как привлечь другую «упирающуюся» сторону к переговорам, ведь без соблюдения главного принципа добровольности сторон, медиация невозможна. Или, например, десять человек из актива дома пришли к договорённостям, а два человека – ни в какую, может быть, просто в силу не способности договариваться или в силу своей социальной неадекватности. В какой мере можно будет говорить здесь об исчерпании конфликта, и наступит ли долгожданная «хорошая погода» в доме?

 

Поэтому успех процедуры медиации во многом зависит от готовности сторон к договоренностям и конечно от опыта медиаторов и знания ими особенностей предмета конфликтов.

 

Данная статья готовилась авторами в период выполнения ими работ в рамках Центра урегулирования конфликтов (споров) в сфере управления многоквартирными домами АНО «ЭЦПиЭЗ» (далее - Центр) по заказу Государственного унитарного предприятия «МосгорЕИАЦ», подведомственного Департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, к полномочиям которого отнесено обеспечение проведения мероприятий по урегулированию конфликтных ситуаций (пункт 7.4. приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы №739-ПП от 28.08.2007 г.).

 

За этот период времени в Центр поступило более 30 заявлений от председателей ТСЖ, ЖСК и собственников в многоквартирных домах на проведение процедуры урегулирования конфликтов (споров) с участием профессиональных медиаторов – авторов статьи. Предметы споров многообразны и каждый из них имеет свои особенности и уникален в определённой мере, что ещё раз подтверждает необходимость высокого профессионализма медиаторов. Ведь главное – не навреди.  По многим из заявлений уже начались переговорные процедуры. И нам кажется, что люди поверили в медиацию, а может быть в нас – медиаторов.

 

Члены НП «Национальное

объединение медиаторов»

Лариса ЖУРАВЛЕВА

Марина ОДИНЕЦ

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно